Аристотель и ораторское искусство

Платон об искусстве красноречия Философско-эстетическое учение древнегреческого мыслителя Сократа гг. Сократ учил устно - для педагогического и риторического образования чрезвычайно интересен метод получения знания через вопросно-ответный диалог, ставящий учеников подчас в тупик, но затем приводящий к правильным выводам. То же самое касается и того, что в самом деле хорошо и прекрасно, - достаточно знать, что таким представляется. Именно так можно убедить, а не с помощью истины с. Он выступает против софисткой риторики, поскольку считает, что в основе ораторского искусства лежит знание человеческой души, т. По Платону, оратор должен постичь истину того, о чем собирается говорить. На первый план он выдвигает эмоциональную убедительность речи воздействие на душу и тезис о том, что деятельность оратора - творчество. Достижения греческого ораторского искусства были обобщены, теоретически обоснованы и возведены в правила энциклопедистом античности Аристотелем гг. Теория ораторского искусства Аристотеля Сочинения Аристотеля охватывают весь спектр наук и искусств, существовавших в то время.

Аристотель о стиле ораторского выступления

К примеру, герой коме дни Аристофана крестьянин Дикеополь в притворном страхе пове ствует: В отрывке из комедии Эвполида сохранилсз Другой восторженный отклик: Его уста осеняла богиня Пейто — так очаровывала его речь, что и; всех ораторов лишь его жало язвило души слушателей. Перикл принадлежал к типу ораторов, привлекавших слушателе! Об этом сообщае- Плутарх, утверждая, что на призывы из толпы Перикл нередко отказывался говорить, ссылаясь на то, что не успел подготовиться1.

Понятие террора (terror значит ужас) ввел Аристотель для обозначения особого типа Цель террористов — создание именно невротического страха. .. Риторика была соответствующей: «Приняты все необходимые меры. Одна надежда, что и военные, и чиновники, и масса простых людей на словах.

Аристотель пишет о качествах, необходимых оратору; это высокая образованность, общественная активность, уважаемая народом должность, государственные заслуги, мастерство речи. На многих страницах он рассуждает о нравственном праве оратора заранее готовиться к выступлению перед людьми. Само государство он рассматривает как систему речевого взаимодействия, в этом смысле семья и государство идентичны.

Риторика, по Аристотелю, - больше социальная наука, чем филологическая: В первой книге дается определение риторики, рассматривается ее отношение к диалектике и другим наукам. Главное свойство риторической аргументации в ее принципиальной спорности: Риторическая аргументация может быть двух типов: Речи разделяются на три вида совещательные, показательные эпидейктические и судебные.

Содержание совещательных речей будущее, задача склонять к решению или отклонять от решения, а цель польза или вред. Содержание судебных судительных речей прошлое, задача обвинять иоли оправдывать, а цель справедливое и несправедливое. Содержание эпидейктических речей настоящее, задача похвала или порицание, цель прекрасное или постыдное. Совещательный ритор говорит о финансах, о войне и мире, о безопасности, о внешнетогрговых отношениях и законодательстве. Польза и вред связаны с представлениями людей о счастье.

Поэтому ритор должен хорошо знать политику, экономику, военое дело, международные отношения и нравственные установления общества.

После подчинения Греции Филиппу Македонскому Аристотель согласился быть воспитателем его сына — Александра Македонского, ставшего впоследствии знаменитым полководцем. В последние годы жизни Аристотель основал в Афинах собственную школу, которую называли Ликей. Утром там занимались философией, после обеда — риторикой. Сочинение состоит из трех книг. Далее рассматриваются виды ораторских речей.

Такое узнавание больше вызывает страх и сострадание, требующиеся Значит, для того, чтобы испытывать страх,"человек должен иметь некоторую надежду на В той же"Риторике" дает Аристотель и анализ сострадания.

Риторическое учение Аристотеля Современник Демосфена Аристотель Стагирит подвел итог развитию классического греческого красноречия в трактате"Об искусстве риторики", или"Риторика", написанном около г. В отличие от предшествующих софистических руководств, к примеру, техне Корака и Тисия, построенных по принципу хрестоматий, где лучшие образцы риторического искусства предназначались для заучивания неофитами, Аристотель создал стройное теоретическое учение о принципах достижения прекрасного в области словесного творчества.

При этом там, где надо было показать, как именно, должно выглядеть художественное произведение, они решали вопрос эмпирически, то есть сочиняли что-либо и говорили читателю: С подобной инструктивной целью составлен, например,"Бусирис" Исократа. Аристотель поднялся на голову выше своих предшественников; он не только учел и обобщил сделанные ими наблюдения, но и предложил формулу сущности поэтического жанра и свод требований, которым должны удовлетворять разные аспекты поэтического произведения".

Оба трактата Аристотеля"Поэтика" и"Риторика" составляли целостное учение об идеальной норме словесного выражения только в"Поэтике" Аристотель больше внимания уделял поэтическим,"художественным" жанрам -- эпосу и трагедии, а в"Риторике" обратился непосредственно к теории аттической прозы -- опыту ораторского искусства, накопленного в течение полутора столетий практикой греческой риторики. В противовес своему учителю Платону, который возмущался ловкостью ораторов, умевших убеждать в чем угодно без подлинного знания сути, Аристотель настаивал на естественной убедительности истины, а в ораторском искусстве видел способ сделать эту истину наиболее очевидной большинству людей: Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения постановляются не должным образом, то истина и справедливость необходимо побеждаются своими противоположностями, что достойно порицания.

В послеплатоновское время"ложность" досократовской риторики -- общее место, и Аристотель лишь мельком упомянет о"коварстве софистики". Софистика для Аристотеля -- пройденный, хотя и еще очень значимый этап в истории"всего, что касается мыслительной способности".

Риторическое учение Аристотеля (384 — 322 гг. до н.э.)

Теория риторики - Теория ораторского искусства Аристотеля Страница 6 из 66 Теория ораторского искусства Аристотеля. Сочинения Аристотеля охватывают весь спектр наук и искусств, существовавших в то время. Она состоит из трех книг: В качестве обязательных структурных частей речи Аристотель называет предисловие, обвинение и способы его опровержения, рассказ — изложение фактов, доказательства, заключение.

Свои рассуждения он подтверждает ссылками на классических ораторов, гомеровский эпос, на трагиков.

Аристотель: Аристотель . Общий страх объединяет и злейших врагов. . испытывать страх) человек должен испытывать некоторую надежду на.

Риторическое учение Древней Греции дошло до нас в виде сформировавшейся и используемой системы, представленной в двух вариантах: Одновременно создавались теоретические труды, книги для обучения риторическому мастерству: Ораторское мастерство развивалось на фоне и в благотворном окружении древнегреческой литературы — вв. Это было время расцвета философии: Лосев, мыслитель в. С самого начала риторика развивалась и как искусство, и как наука.

Первым среди них обычно называют Горгия — философа-со-, ста. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить

Реферат: Риторическое учение Аристотеля

Список использованной литературы Краткая история доаристотелевской риторики. Ораторское искусство Греции века. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала.

В Афинах, центре культурной жизни Эллады, все видные политические деятели были превосходными ораторами. Свободно владел словом Перикл; его речи, целенаправленные и убежденные, с точными и образными сравнениями производили на слушателей огромное впечатление.

Да будет все к лучшему; но ежели что-нибудь случится, то Аристотель распорядился так. Мужество — это мужество перед страхом, так что, когда страх умерен, мужество увеличивается. Надежда — это сон наяву. Риторика – это способность находить возможные способы убеждения относительно.

Риторика, , 12, а 32—34 Современник Демосфена Аристотель Стагирит подвел итог развитиюклассического греческого красноречия в трактате"Об искусстве риторики", или"Риторика", написанном около г. С подобной инструктивной целью составлен, например,"Бусирис" Исократа. В послеплатоновское время"ложность" досократовской риторики — общее место, и Аристотель лишь мельком упомянет о"коварстве софистики" , 1, Причем у наследника сократовских идей уже не возникает сомнения в существовании объективной истины, которая лежит в рационалистическом осмыслении объективно же существующего мира.

Вчитываясь в"Риторику", мы с увлечением наблюдаем, как работает живая мысль исследователя, как приходит"самый универсальный ум античности" к общим и частным рекомендациям изучающему словесное искусство. В этих случаях одни поступают случайно, другие действуют согласно со своими способностями, развитыми привычкою. Прежде всего Аристотель уточняет определение Горгия, подчеркивая, что дело риторики —"не убеждать, но в каждом отдельном случае находить способы убеждения" , 1, Ь, Одно из главных составляющих убедительности ораторской речи есть энтимема— риторические силлогизмы,3"вероятные" и не имеющие характера принудительности.

Античный исследователь подробно развивает свою мысль, связывая учение об энтимеме с диалектикой, с одной стороны, и критерием истинности — с другой: Этому посвящены три книги"Риторики". Первая; рассматривает предмет в системе других наук; в ней обозреваются; три вида речей: Дело эпидейктической речи — хвалить или порицать" , 3, 8— У каждого рода речей есть своя цель: Даже из приведенного отрывка очевидно, что в риторическом учении Аристотеля нравственность,которая по Сократу и есть высшее благо, является важнейшей категорией.

Аристотель и его риторика

По популярности По новизне Басни употребляются в народных собраниях; они имеют ту хорошую сторону, что подыскать в прошедшем факты, подобные [данному случаю], трудно, басни же [подыскать] легче; их следует сочинять, как и притчи, если кто может видеть сходные черты, а это легче делать с помощью философии. Легче подыскать [примеры] из области вымысла, но полезнее посоветовать что-нибудь, опираясь на факты, ибо по большей части будущее подобно прошедшему. Точно так же и вам, мужи самосские, этот человек не может больше причинить вреда, потому что он богат.

Если же вы умертвите его, то явятся другие, бедные, которые, расхищая общественное достояние, разорят вас. А Эзоп на острове Самосе, защищая демагога, которого осуждали на смерть, рассказал, как лисица, переправляясь через реку, попала в обрыв; не будучи в состоянии выбраться оттуда, она долго там страдала, и в нее впилось множество клещей; еж, пробиравшийся мимо, увидев ее, сжалился над ней и спросил, не вытащить ли из нее клещей, но она не согласилась на это и на вопрос — почему?

политологическом аспекте, нам хотелось бы с Аристотеля. Однако" Платон — Аристотель"; вне ее немыслима и вообще не может быть лее показательна"Риторика" Аристотеля, опять-таки находящаяся во внутренне . Платона классифицировалось как"болезни" человеческой души: гнев, страх, за.

Очевидно также, из-за чего люди завидуют, кому и в каком состоянии, если зависть есть некоторого рода печаль, являющаяся при виде благоденствия подобных нам людей, наслаждающихся выше указанными благами -[печаль], не имеющая целью доставить что-нибудь самому завидующему [человеку], но имеющая в виду только этих других людей. Зависть будут испытывать такие люди, для которых есть подобные или кажущиеся подобными.

Подобными - я разумею, по происхождению, по родству, по возрасту, по дарованиям, по славе, по состоянию. Завидуем мы и тем, чьи приобретения или успехи являются для нас упреком; ведь такие люди нам близки и подобны нам здесь очевидно, что мы по собственной вине не обладаем данным благом, так что это [соображение], причиняя нам печаль, порождает зависть. И те, кто еще не достиг или совсем не достиг чего-нибудь, завидуют тем, кто быстро [достиг этого же самого]. Негодование - чувство печали при виде незаслуженного благоденствия.

Соревнование есть некоторая печаль при виде кажущегося присутствия у людей, подобных нам по своей природе, благ, которые связаны с почетом и которые могли быть приобретены нами самими, [печаль, являющаяся] не потому, что эти блага есть у другого, а потому что их нет также у нас самих. Склонными же к соревнованию будут необходимо люди, считающие себя достойными тех благ, которых они не имеют, ибо никто не желает того, что кажется невозможным.

Мы чувствуем сострадание к людям знакомым, если они не очень близки нам, к очень близким же относимся так же, как если бы нам самим предстояло [несчастье]; потому то и Амазис, как рассказывают, не плакал, видя, как его сына ведут на смерть, и заплакал при виде друга, просящего милостыню: Пусть будет страх - некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинить нам неприятность: Бедствий отдаленных люди не особенно боятся.

Теории о страхе (риторика)

Жизнь вне страха не только возможна, а полностью достижима! Узнай как победить страх, кликни тут!