Экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора. «Страх и трепет»

Применительно к религиозной антропологии это значит, что страх [4] представляет собой глубинное подсознательное желание того, чего обыкновенно человек страшится больше всего - смерти, небытия, Ничто. Страх и притягивает, и отталкивает одновременно; полаганием этой категории экзистенция в наибольшей степени проявляет свою диалектичную, динамичную природу: Неведение же невинности относительно добра и зла [9] Кьеркегором рассматривается весьма односторонне впрочем, в русле западной традиции рационализма, порождающего антиномии разума: Диалектичность страха состоит еще и в том, что страх, с одной стороны, является своего рода предпосылкой греха [11] , с другой - грех также и приводит с собою страх [12]. Кроме того, последующий анализ категории страха покажет нам, что страх может иметь как позитивное, так и негативное значение. Попытаемся реконструировать степени причастности страху согласно четырехуровневой схеме. Бездуховность необязательно присуща язычеству, наоборот, она свойственна скорее обыденному сознанию, которое относит себя к христианству, но только внешним образом.

Морально-этические воззрения в философии С. Кьеркегора

Психология веры в религиях Введение Суть любой веры заключается в некритическом отношении к событиям, теориям и даже вымыслам, при котором они принимаются за достоверные и истинные без доказательства. Религиозная вера — вера в Бога — не исключение. Ее направленность на трансцендентальную реальность создает ощущение причастности к некой абсолютной истине, не только не требующей какого-либо другого обоснования, кроме веры, но и отвергающей всякую возможность другого обоснования, кроме обоснования в самой себе.

Но, тем не менее, вера в Бога, религиозность, остаются некритическим отношением к реальности. В этом смысле вера — антипод знания.

Труд «Очерки христианской этики». бытия Божественное откровение как источник нравственного знания Ценностное отношение к Богу, к людям.

Базовые сведения о религиях и религиозных учениях. Этот раздел знакомит с широким кругом вопросов, имеющих актуальное значение для понимания вероучения, культа и моральных принципов основных религиозных направлений, с особенностями современного богословия, а также с кратким очерком истории атеизма и т. Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы: Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам.

В религиозной психологии следует различать несколько составных частей. Она представляет собой совокупность верований, чувств, представлений, взглядов, понятий, которые в значительной мере рождаются стихийно, как непосредственное отражение бессилия людей перед лицом социальных условий их жизни. Религиозные идеи и представления Значительным своеобразием в сфере массового сознания обладают религиозные идеи и представления.

Во-первых, они носят несистематизированный, хаотический характер.

Отличительные черты религиозной этики заключаются в том, что, кроме отношений людей друг к другу, она устанавливает также нормы отношений человека к богу и показывает этические в качестве божественных установлений, имеющие абсолютное значение. Целью данного исследования является: Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

«таинство веры в чистой совести» (1 Тим. 3, 9). надо повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. отношение совести к религии и социальной этике, вхождение совести в религиозную практику.

Но она практически раскрывается в жизни человека лишь впредметной связи с двумя другими добродетелями — верой и надеждой. Так считает святая церковь, которая устами апостола Павла ставит веру и надежду рядом с любовью в ряду высших христианских добродетелей, хотя и выделяя любовь как главную. Вместе с тем вера и надежда могут рассматриваться и как известные психологические состояния, которые воспринимаются этически лишь в зависимости от нравственных смыслов, которые содержатся в этих состояниях.

Так, по известному примеру, земледелец засевает поле в надежде получить урожай, и эта надежда нравственно нейтральна. Она приобретает нравственную окраску, когда, например, в этом отношении он все упования возлагает на Бога вполне осознанно или интуитивно , или напротив — исключительно на свои собственные возможности. Все примеры подобного рода а других — нет показывают, что вера и надежда могут быть оценены этически лишь с религиозных позиций.

Вера как религиозная категория Особенно это относится к вере. Это ощущается даже и грамматически.

Страх и трепет

Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения Связь догмата, этики и мистики Идет спор о христианстве. Одни утверждают, что христианство адогматично; другие, что оно мистично; третьи, что в нем существенно нравоучение; четвёртые, что оно догматично и мистично, но вовсе не этично безразлично к добру и злу, аморально , пятые, что оно прежде всего догматично, а затем - этично.

Это выделение лишь некоторых черт из целостного образа истины порождает странные недоразумения. Так, например, усиленное подчеркивание в христианстве этического элемента одними со стороны других вызывает протест, как ригоризм, как"толстовщина", плоды которой достаточно, дескать, известны.

Обсуждая тему соотношения религии и морали, нужно иметь в виду ее . нравственные нормы в полное соответствие с догматами веры. Она как раз сопрягается с курсом"Религиозная этика", который я читаю у религиоведов. . Хотя, конечно, если им движет страх наказания или жажда награды.

В Античности вопросы веры обсуждались в контексте познания, для обоснования исходных самоочевидных аксиом и первоначал или для характеристики сферы мнения. Право быть целым признавалось за Умом. В Средневековье с изменением онтологических начал изменились смысл и значение веры. Способы человеческого существования отныне предполагали исповедь, молитву, наставления условия веры , которые являлись путем к обретению вечной и неизменной истины.

Можно выделить три периода, в течение которых смещались углы зрения на проблему соотношения разума и веры. Первый — до 10 в. Признание высшей силы, разумом и доброю волею созидающей мир, дало основания для востребования веры, которая в силу непостижимости этого акта творения не могла рассматриваться исключительно в познавательном контексте. Признание ограниченности человеческого разума сравнительно с Божественной Премудростью означало, что ум участвует в бого-познании совместно с другими, не менее важными способностями: Человек представал отныне не в двух измерениях — души и тела, как в Античности, а в трех — тела, души и духа, где дух осуществлял причащение человека Богу через благость, придавая тем самым вере онтологический статус.

Философия, направленная к началам бытия, отныне не могла игнорировать веру и непременно должна была включиться в поиск соответствий разума и веры.

ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ ЭТИЧЕСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО

Право быть целым признавалось за Умом. В Средневековье с изменением онтологических начал изменились смысл и значение веры. Способы человеческого существования отныне предполагали исповедь, молитву, наставления условия веры , которые являлись путем кобретению вечной и неизменной истины. Можно выделить три периода, в течение которых смещались углы зрения на проблему соотношения разума и веры.

Первый — до 10 в. Однако для всех трех периодов характерны общие черты.

И. Кант: знание, вера и нравственность // Эрих Соловьёв. что в действительности не заслуживает страха (и в этом смысле его реакция на мир в качестве обязательного компонента и в любое развитое религиозное мировосприятие. Соотношение между тем, что дает наука, и тем, что она отнимает.

Психология верующих Особенности религиозной психологии Религия представляет собой весьма сложное образование. Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы: Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам. В религиозной психологии следует различать несколько составных частей.

Она представляет собой совокупность верований, чувств, представлений, взглядов, понятий, которые в значительной мере рождаются стихийно, как непосредственное отражение бессилия людей перед лицом социальных условий их жизни. Широко известно высказывание Энгельса из"Анти-Дюринга" о том, что религия существует как непосредственная, г. Религиозные идеи и представления Значительным своеобразием в сфере массового сознания обладают религиозные идеи и представления.

Во-первых, они носят несистематизированный, хаотический характер. В сознании громадного большинства верующих религия существует не в виде какой-либо оформленной системы догматов и мифических представлений, а чаще всего в виде отдельных образов, идей, картин, мифических рассказов и т.

Разум и вера

Указана также попытка корреляция этих стадий с Евангельскими Блаженствами. Следующий этап психологии развития связан с выделением в х годах . стадий морального развития личности. Ориентация послушания и наказания. Здесь доминирует установка стремления к избеганию неприятностей, власти или престижу. Доминирование послушания для получения награды.

Авраам как"отец веры" в трактовке Кьеркегора отличается от других героев соотношения этического и религиозного, проблемы"телеологического.

Этика мистического символизма Г. Сковороды Для истории отечественной мысли личность Григория Саввича Сковороды имеет особое, единственное в своем роде значение. Целый ряд известных исследователей оценивали его творчество как начало самобытной русской философской традиции, ее первое оригинальное явление []. Это определение характера философии Сковороды чрезвычайно важно. Именно религиозная направленность является основополагающим, фундаментальным качеством всей теоретической системы мыслителя.

Его философствующий, рассуждающий разум покоится на твердом основании живой и горячей веры в бытие божественного и абсолютного. Сама личность Сковороды совмещает в себе тип критически мыслящего философа-вольнодумца с типом религиозного энтузиаста, проповедующего людям истину личного мистического откровения. Соотношение, взаимосвязь собственно философского и религиозно-мистического элементов определяют всю смысловую структуру учения Сковороды, весь ряд возникающих для его разума проблем и пути их решения.

Религиозное переживание составляет сущность внутренней, интимно-духовной жизни философа. Это смысловой центр его доктрины, господствующий по отношению ко всем теоретическим рассуждениям. Эта начальная истина постигнута непосредственным образом, а не является результатом спекулятивных построений. Сковорода совершенно не развивает систему рациональных аргументов в пользу бытия Бога. Его разум и так убежден в существовании божественного и лишь поясняет эту фундаментальную уверенность как предмет и одновременно предел своих исследовательских возможностей.

Быстрая помощь студентам

Светское государсво , проблемы соотношения этики и религии. Светское государство — государство, появившееся в результате отделения церкви, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями точнее — медико-биологической целесообразностью , а не религиозными предпосылками.

В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия является в нём прерогативой государства. В светском государстве последователи всех конфессий равны перед законом По мнению русского государствоведа Л.

Этика отвечает на почти детский вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо Подобное соотношение между этикой и аскетикой мы находим и в . зла" и его глобальный масштаб происходил из-за утраты веры. Только религиозный авторитет, своего рода страх Божий, делает этику живой.

При этом их можно рассматривать, как путь, но путь из двух отличных стадий первой стадией может служить взаимодействие и переход от эстетике к этике, а второй стадией отличной от первых двух является религиозная стадия кардинально непохожая на все до нее. Из перехода от эстетической к этической стадии и рождается понимание этики Кьеркегором, а из перехода на религиозную понимание религиозной этики. Предайся отчаянию, и ты не будешь более обманывать окружающий тебя мир, не будешь более бесполезным обитателем мира".

Желающий сделать в жизни этический выбор вообще не имеет перед собой такого обилия предметов выбора, как эстетик, зато самый акт выбора приобретает тем большее значение. Либо совершить акт выбора - задумается над этическими проблемами долга, совести добра и зла. И задумавшись человек, не отвергает эстетику, но отодвигает ее на второй план, в разуме человека появляется некая целеустремленность и осмысленность, которой нет на эстетическом этапе жизни. Этический же взгляд на жизнь сообщает человеку познание добра и зла или понятие абсолютного различия между добром и злом, и если даже он найдет в себе больше зла, чем добра, то из этого вовсе не следует, что он станет развивать в себе это зло; напротив, зло должно будет стушеваться в нем, а добро - выдвинуться на первый план.

Развиваясь этически, человек сознательно становится тем, что он есть, и если даже сохраняет в себе все эстетические наклонности которые, однако, имеют в его жизни совсем иное значение, нежели в жизни эстетика , то все же, как бы развенчивает их". Этик прозрел собственную сущность, познал самого себя, осветил своим сознанием всю свою конкретность и поэтому властен уже подавить в себе брожение неопределенных мыслей, не позволить себе увлекаться мечтами; этик уже не является самому себе каким-то калейдоскопом, постоянно меняющим свои формы, - он знает себя.

Религиозная и философская этика

Психология верующих Особенности религиозной психологии Религия представляет собой весьма сложное образование. Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы: Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам.

Философские и религиозные основания проблемы веры является определение веры, данное И. Кантом при анализе соотношения мнения, веры и знания. . В текстах Ветхого и Нового Заветов вере противопоставляются неверие, сомнение, страх. «Человек .. М., ; Фромм Э. Психоанализ и этика.

Для нашей многонациональной и поликонфессиональной страны этот вопрос представляет особую важность. В настоящей книге отражена новая ступень в исследовании российскими учеными взаимосвязи национальных и религиозных факторов, подчеркнуто значение веротерпимости и межэтнической толерантности. Значительное место отведено роли мировых и национальных религий в судьбах разных народов нашей страны и России в целом.

«Богу — Божие, а кесарю — кесарево» (Перервинская семинария. Москва, 2004) — Осипов А.И.

Жизнь вне страха не только возможна, а полностью достижима! Узнай как победить страх, кликни тут!